Черное дерево и изысканные сувениры из него


Мпинго

Dalbergia melanoxylon Guill &Perr. (латынь) – Африканское черное дерево, Черный африканский палисандр, Черное дерево, Эбеновое дерево (Россия), African blackwood, African Ebony, Mozambique Ebony,Ebene, Tree of Music (Англия), Mpingo, Mugembe, Poyi, Zebra wood, (Танзания), Babanus (Судан), Mukelete (Замбия), Grenadilla (Мозамбик).

Сегодня торговое название эбеновое дерево обычно используется для древесины более 180 пород деревьев, которая так же имеет черную сердцевину, но более хрупкую и менее глянцевитую древесину, которая не обладает уникальными свойствами мпинго в обработке. Кроме того, только в последние несколько столетий это название было связанно с Diosporos spp., произрастающего в Южной Азии, что бы повысить его коммерческую стоимость. Известно, что на одной из затонувших галер восточном средиземноморье среди многих других вещей были найдены деревянные поленья, которые были определены как черное дерево. Грузовая декларация, найденная на судне в виде глиняных табличек с египетскими иероглифами, в качестве части груза перечисляла и эбеновое дерево. Учитывая те факты, что находки черного дерева в древнеегипетских гробницах по результатам спектрографических анализов определялись как Dalbergia melanoxylon. А уровень торговых отношений между Древним Египтом и Восточной Африкой был несравненно выше, чем со странами Южной Азии, то мпинго, по всей видимости, является африканским эбеновым деревом античности, известным со времен Древнего Египта.

Краткие факты:

По таксономической классификации Африканское черное дерево относится к семейству Leguminosae (бобовых), роду Dalbergia, виду melanoxylon.

Произрастает черное дерево в открытых сухих редколесьях и травянистых саваннах Восточной Африки, хотя его ареал значительно шире: от северной Эфиопии до Анголы и Трансвааля на юге и Сенегала на западе Африки, также встречается в западной Индии. Листва служит кормом стадам копытных животных, мигрирующих по равнинам Африки. Корневая система, поддерживая жизнедеятельность определенных видов бактерий, обладает эффектом накапливать азот, тем самым, повышая плодородность почвы.

В большинстве случаев черное дерево имеет множество весьма искривленных стволов, с огромным количеством изогнутых ветвей, покрытых перистыми листьями, которые опадают в засушливый сезон. Растет очень медленно, ежегодный прирост по высоте 0,6-0,7 м, и, максимально, 1-1,5 см в обхвате.

Оно достигает полной зрелости только спустя 70-200 лет. Средняя высота зрелых деревьев - 4,5-7,5 метров, а толщина редко превышает 30-ти сантиметров в диаметре, хотя встречаются деревья высотой 10-15 метров, и в очень редких случаях отмечались стволы очень старых деревьев толщиной около одного метра в диаметре.

Желтовато-белая заболонь резко отличается от слегка маслянистой сердцевины темно-коричневого до фиолетово-черного цвета. Богатейшая текстура обусловлена чередованием полос фиолетового, темно-коричневого и черного цвета. Древесина, одна из самых твердых (твердость: 2000, для сравнения у сосны– 500), тяжелых (плотность: 1300 кг/куб. м., тонет в воде) и прочных древесин в природе. Обладает уникальными свойствами противостоять любым формам биологического воздействия, в том числе и термитам.

D. melanoxylon является национальной эмблемой и защищено законом (UNEP 1988). Это дерево - национальная эмблема Танзании, а его древесина одна из самых дорогих в мире.

Применение:

Скульптура и другие изделия: Широко известны за пределами Танзании фигурки и предметы интерьера из черного дерева племени Маконде. Благодаря уникальным свойствам, является одной из самых лучших древесин для механической обработки. Идеально полируется. Приобретает блестящую поверхность, становится сухой и холодной при прикосновении. Из-за высокой плотности и водоотталкивающих свойств древесины, мпинго идеально подходит для изготовления духовых музыкальных инструментов высокого качества таких, как кларнеты, флейты, пикколо, гобои, волынки. Так же используется для клавиш пианино и грифов гитар. Из черного дерева можно делать различные сувениры, инкрустации, шахматы, трости, биллиардные кии, ручки для различных инструментов и предметы утвари и многое другое. Широкое распространения приобрели сувениры в виде африканских статуэток из черного дерева. В последнее время используется для изготовления паркетной доски, особенно в странах Дальнего Востока.

Медицина: Корни могут употребляться для облегчения болей в животе, при грыже, гонорее и абортах. Кора корней и ствола – средство против диареи, а дым, получающийся при сжигании корней, применяют при лечении головных болей и бронхита. Сок листьев может использоваться при болезнях горла, сердечной недостаточности, дизентерии, сифилисе и гонорее. Отвар коры употребляется для промывания открытых ран.

Фураж: Листья и стручки могут идти на корм различных диких животных

Топливо: энергетическая ценность заболони и сердцевины превышает 49000 ккал/кг. Теплоотдача столь велика, что огонь, получаемый от горения мпинго, вызывает оплавление кухонной посуды. Используется для приготовления древесного угля

Маконде


Существуют народ, который называет себя маконде. Их родиной являются возвышенности, лишенные воды и покрытые скудными, местами каменистыми почвами, в ландшафте которых преобладают непроходимые кустарники. Эти возвышенности расположены по берегам реки Рувума, которая служит границей между современными Танзанией и Мозамбиком. Наиболее известная легенда объясняет, почему маконде предпочитают жить на возвышенных местах и вдали от рек.

В давние времена, в местах современного обитания маконде, среди скал и скудной растительности, долгое время бродило одно волосатое существо, которое никогда не мылось, и его потребности в еде и пище были небольшими. Но однажды, видимо, наскучив бродить в одиночестве, оно вырезало человеческую скульптуру из дерева и расположило фигуру вертикально у места своего ночлега. А ночью, произошло чудо, фигура ожила в образе женщины. Женщина отблагодарила существо, наделив его способностью чувствовать, мыслить и говорить. Они вместе спустились к реке Рувума, где у них родился ребенок. Но он не выжил. Тогда они переселились выше. Женщина родила снова. Но и второй ребенок не выжил в этих местах. Тогда они решили вернуться обратно на плато, подальше от воды, и жить среди сухих трав и густых кустарников. Здесь родился третий ребенок.

С тех пор, у них было много, много детей, которые и стали первыми маконде. Основатель племени завещал своим потомкам, в память о первой матери, в случае смерти соплеменников, хоронить их в вертикальном положении и выбирать себе места для поселения, по крайней мере, в часе ходьбы от источников воды.

По единодушному мнению исследователей маконде, до сих пор остаются наиболее изолированным и малоисследованным народом Восточной Африки.

В литературе колониальных времен, о маконде культивировалось мнение, как о коварных, жестоких и агрессивных людях, применяющих против своих врагов черную магию. Но за внешней враждебностью и воинственностью скрывалось одно – стремление оградить себя от судьбы, постигшей другие народы в порабощенных колонизаторами районах, желание сохранить свои традиции, обычаи и культуру. Внешность маконде – фактор защиты. Их лица, как мужчин, так и женщин, а то и спина пересечены широкими рубцами – результат сложной и болезненной операции, которой подвергались юные маконде во время обряда инициации. Практически у каждого мужчины передние зубы заточены так, что создается иллюзия: у них во рту по собственной пиле. У женщин такие подпиленные резцы встречаются еще чаще. Женщины средних лет, а тем более старухи обезображивают свои лица ношением пелеле.

Многие маконде протыкают себе ноздри, вставляя в них индона – узкие палочки из олова, торчащие в обе стороны.

Как нигде в Африке, маконде почитают женщин и, особенно, матерей. Поскольку, согласно легенде, именно «женщина сделала мужчину разумным человеком», она имеет право выбора.Маконде отвергают возможность покупки жен в отличие от традиций соседей-мусульман либо народов, придерживающихся аналогичного обычая, навязанного зулусами – нгони. Племенные обычаи маконде не дают родителям девушки права выдать ее замуж лишь по их воле. Неверность со стороны мужа наказывается у маконде так же жестоко, как по всей Африке карается только измена жены. Родство здесь считается только по материнской линии, а муж после свадьбы поселялся в семье своей жены или, в крайнем случае, в ее деревне.

Начиная с 30-х годов прошлого века, избегая безжалостных португальских сборщиков налогов, многие маконде Мозамбика, в поисках лучшей доли, ушли на север, пересекая реку Рувума. Многие из них получили работу на сизалевых плантациях Танзании, особенно в окрестностях Танги и Морогоро, а некоторые на плантациях гвоздики на островах Пемба и Занзибар. К 1950 году более чем 27000 маконде жили за пределами своих исконных мест обитания. В ходе освободительной войны в Мозамбике с 1964 года, поток беженцев в Танзанию увеличился. Многие из них осели в окрестностях Дар-эс-Салама. Они придерживались своего традиционного образа жизни. Они избегали контактов с окружающими людьми, а статус беженцев укреплял их общую культурную солидарность. Для получения средств к существованию в чуждом для них окружении, маконде продолжали вырезать фигурки из черного дерева и развили свое традиционное ремесло в то, что сейчас известно во всем мире как скульптура Маконде.

Скульптура


Дерево, черное дерево, священное дерево - мпинго – единственный материал, который признают маконде. Искусно обыгрывая неестественное сочетание светлой заболони и черной древесины, изгибы ствола и расположение ветвей, соотношение тонко полированных и грубо обработанных резцом поверхностей дерева, его благородную матовую фактуру, тонкую полосчатую текстуру, игру тени и света, они достигают яркой выразительности и пластики.

Основываясь на убеждении, что «жизнь есть везде» маконде прикосновением своего резца только пробуждают дерево, которое само водит их рукой. До того как вонзить топор в ствол, мужчины-маконде просят прощения у леса и у самого дерева, они обещают остающимся деревьям «сделать из их собрата то, чего еще никто никогда не видел». «Резчиков много, но чтобы стать хорошим скульптором,- говорят маконде,- надо встретить очень доброго духа-шетани и ладить с ним всю жизнь. И тогда шетани во сне будет направлять, и подсказывать, как вдохнуть в дерево новую жизнь».

Современное искусство маконде необычайно популярно на Западе. Скульптуры маконде находятся во многих музеях мира и частных коллекциях. Искусство маконде на протяжении веков имело глубокие корни и традиции. Изначально, фигуры маконде были чистым продуктом общества, в котором они были сделаны – африканское искусство без капли европейско-азиатского влияния. Они отображали взгляд художника и восприятие общества и окружающего мира, который был его частью.

Изначально вырезались фигуры прародительниц. Они хранились у домашних очагов или сопровождали в путешествиях в качестве оберегов. Фигуры животных и изображения потусторонних существ, выставляемые за пределами хижин, были призваны отпугивать тех, кого они изображали. Позже некоторые фигурки, изображающие мужчин и женщин, использовались в качестве наглядных пособий во время обрядов инициаций.

Первоначально для вырезания скульптур маконде использовали мягкие породы древесины, а «революцию» в их искусстве резьбы по дереву, прежде всего техническую, произвела стамеска из сверхпрочной стали. Она проникла на плато Муэда вслед за проведенной в 20-х годах ХХ века португальцами дорогой. Именно тогда сначала в лавках португальцев в Бейре и Лоренсу-Маркеше, затем в антикварных магазинах Дар-эс-Салама появились первые шетани из черного дерева

После первой мировой войны, под влиянием католических миссионеров и европейцев, многие резчики маконде, работая по заказу, уходили от изображения исконных тем, а культурный базис скульптур явно выражал либо коммерческий интерес, либо потребности церкви.

Но, тем не менее, не смотря на чуждое влияние, искусство резьбы Маконде остается самобытным и продолжает развиваться, рождая новые стили и направления, продолжая, черпать в племенных мифах и легендах вдохновение для искусной работы.

сувениры из черного дерева фигурки из черного дерева африканские статуэтки